Процедура возбуждения дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и включает в себя процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями административного законодательства Российской Федерации для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие поводов, которыми являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

-сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Вышесказанное свидетельствует о том, что без наличия законных оснований дело об административном правонарушении не может быть возбуждено.

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Исключение составляют случаи, когда дело об административном правонарушении возбуждается прокурором. Также назначение административного наказания без составления протокола возможно при следующих условиях в совокупности:

- правонарушение совершено физическим лицом;

- назначаемое наказание – предупреждение или административный штраф;

-правонарушитель не оспаривает наличие события административного правонарушения и не отказывается от уплаты штрафа на месте его совершения.

Закон предъявляет определенные требования к протоколу об административном правонарушении. Так, подлежат обязательному фиксированию следующие сведения:

- связанные с событием правонарушения;

- о лице, составившем протокол;

- о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- сведения о свидетелях и потерпевших (если таковые имеются);

- статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

- иные сведения, необходимые для разрешения административного дела.

Законодательство Российской Федерации обязывает при составлении протокола об административном правонарушении разъяснять права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, следующим лицам:

лицу (а также его п представителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- иным участникам производства по делу об административном правонарушении (свидетели, понятые, потерпевшие).

О факте разъяснения прав и обязанностей делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, обязательно предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

 Помощник прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга 
Ю.И. Молодцова